Аникина Татьяна Викторовна

Аникина Татьяна Викторовна, образование — среднее специальное, Туапсинский педагогический колледж, дошкольное образование, в 2000г. Педагогический стаж — 7 лет.

Мои методические разработки.

Консультация для родителей

« Значение самообслуживания в воспитании детей»

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.

Дети по своей природе активны. Задача взрослых — развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из нас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», — говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его. Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат все сделать за него сами. Им кажется, что ребенок упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу? Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «Я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а       лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И родители скоро убедятся, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеться и т.д.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых. Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. В доме все должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самостоятельности у детей. Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании его учат действиям, необходимым в  процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть и снять кофту, завязать шарф, намылить руки и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе.

Обучая детей необходимо учитывать их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился есть ложкой. Последовательность в обучении очень важна.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувства стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего дошкольного возраста чаще применяют положительную оценку. Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость, стремление оказать внимание, помощь родителям. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самостоятельно, преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, мать и отец должны быть примером для подражания.

 

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе «Транспорт»

Цель: Закрепить представление детей о транспортных средствах.

Задачи:    

— в беседах совершенствовать лексический запас по теме «Транспорт», закреплять обобщающее понятие «Транспорт»;

— в подвижных играх учить ходить в колонне по одному, замедлять и ускорять движение, не толкать других, двигаться вдвоём, соразмерять движения друг с другом, быть внимательным к партнёрам по игре;

— в дыхательных упражнениях проводить тренировку правильного носового дыхания, смыкания губ, укрепление мышц лица;

— в экспериментировании дать детям представление о плавучести предметов.

Предварительная работа: Разучивание песенки «Песенка друзей» С. Михалкова. Повторение стихотворений А. Барто «Грузовик», «Самолёт». Лепка «Самолёт». Рисование «Колёса для поезда». Аппликация «Железная дорога».

Материалы, оборудование: Тематические игрушки и картинки «Транспорт». Ширма голубого цвета, бумажный кораблик, таз с водой. Столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина для экспериментирования. Обручи (диаметр 1 м).

Ход деятельности:

На столе у воспитателя стоят игрушки: поезд, самолёт, кораблик (лодочка), машина.

Воспитатель: Ребята, что стоит на моём столе?

Дети: ответы детей (самолёт, машина, кораблик, поезд).

Воспитатель:

как можно назвать это одним словом?

Дети:ответы детей (транспорт).

Воспитатель:

— Правильно. Это транспорт. А для чего нужен транспорт?

Дети: ответы детей (ездить, летать, плавать, путешествовать).

Воспитатель:

-Верно. Транспорт помогает людям передвигаться и путешествовать. Вы любите путешествовать?

Дети:ответы детей (да).

Воспитатель:

— Сегодня мы попробуем путешествовать на всех этих видах транспорта. А путешествовать лучше с друзьями, весело. Вы помните «Песенку друзей»? Дети:ответы детей (да).

 

 

 

 

Воспитатель:

Чтобы напомнить, воспитатель напевает начало:

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

— Давайте сядем в поезд и поедем, а по пути будем петь эту весёлую песенку.

Организуется подвижная игра «Поезд».

Воспитатель говорит: «Вы будете вагончиками, а я — паровозом!» Дети встают друг за другом. Паровоз даёт гудок. Поезд начинает двигаться. Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики не отставали. Во время движения дети поют. Внезапно воспитатель останавливается:

Воспитатель: «Стоп! Поезд не может дальше ехать! Что нужно для того, чтобы ехал поезд?».

Дети:ответы детей (бензин, паровоз, колёса, рельсы).

Воспитатель:

— Правильно! Но железная дорога закончилась, рельсов больше нет, а это значит, что поезд дальше не едет, и наше путешествие должно продолжиться на чем-то другом. Но на чём? Отгадайте загадку:

Смело в небе проплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет,

Что же это?

Дети:ответы детей – самолёт.

Воспитатель:

— Правильно! Но чтобы такой большой железной «птице» летать, нужен волшебный мотор.

Упражнение на тренировку носового дыхания, смыкания губ «Моторчик».

Воспитатель показывает детям: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй (рот закрыт) и произносить (выдыхать) «ммм», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре. В результате чего получается длинный скандированный выдох. Звук «ммм» надо направлять в нос, он должен быть звучным.

Дети повторяют. Воспитатель следит за правильным выполнением упражнения.

Проводится подвижная игра «Лётчики на аэродром!». Дети становятся с одной стороны комнаты. Воспитатель говорит: «Лётчики на аэродром! Завести моторы!» После сигнала воспитателя «Полетели!» разводят руки в стороны (как крылья самолёта) и летят — разбегаются в разные стороны. По сигналу воспитателя «На посадку!» они направляются на свои места. Игра повторяется 3-4 раза. Каждый раз «моторы» заводятся со сменой закрытой ноздри.

Воспитатель: Ну вот и полетали. Понравилось?

Дети:ответы детей(да).

Воспитатель выставляет ширму голубого цвета, имитирующую море.

Воспитатель:

— Смотрите перед нами — море. А на чём можно передвигаться по морю?

Дети:ответы детей (на пароходе, лодке, корабле).

Воспитатель:

— Верно! Вот кораблик у нас.

Воспитатель показывает сделанную из бумаги лодочку.

— Но у нас нет вёсел, чтобы плыть! А поможет нам плыть ветерок, мы его попросим. Воспитатель выносит таз с водой, кладёт в него кораблик и дует на него. Кораблик плывёт.

Упражнение на тренировку правильного носового дыхания, укрепление мышц лица «Ветерок». Воспитатель предлагает детям по очереди попробовать подуть на кораблик. Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнения: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

Во время упражнения дети всегда начинают спорить по поводу того, кто следующий будет дуть на кораблик. Воспитатель предлагает самому активному взять ещё что-нибудь, что послужит ему корабликом и предлагает ложку.

Экспериментирование «Тонет — не тонет». Для эксперимента подойдут столовые ложки, пробки, зубочистки, бусины, кусочки пластилина, любимые детали от «Лего» и прочая бытовая мелочь. По одному опускайте эти предметы в таз с водой и наблюдайте за происходящим.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие заканчивается, нам пора в детский сад! Отгадайте загадку (В Степанов):

Пьёт бензин как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

Дети:ответы детей — машина.

Воспитатель:

— Правильно! Скажите, если машина возит грузы, это – машина грузовая. А если машина возит людей?

Дети:ответы детей (легковая, такси).

Подвижная игра «Такси». Дети становятся внутрь большого обруча (диаметром 1 м), держат его в опущенных руках: один — у одной стороны обода, другой — у противоположной, друг за другом. Первый ребёнок — водитель такси, второй — пассажир. Дети передвигаются по комнате. Воспитатель следит, чтобы они не сталкивались. Через некоторое время меняются ролями.

Воспитатель: Ну вот наше путешествие подошло к концу. Что, ребята, нам помогало путешествовать?

Дети:ответы детей (самолёт, машина, кораблик, поезд).

Воспитатель:

— Как одним словом можно назвать это?

Дети:ответы детей(транспорт).

Воспитатель:

— Правильно. Это транспорт!

 

Список используемой литературы:

— Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от1 года до 3 лет). — М.: ТЦ «Сфера», 2001

— Карпухина Н.А. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Развитие речи и знакомство с художественной литературой. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.

— Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду. Для детей 3-4 лет/Н.В. Рыжова. — Ярославль: Академия развития, 2008

— Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2010

— Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

— Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

Использованные материалы и Интернет-ресурсы : http://dohcolonoc.ru

 

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Паровозик из Ромашково» для детей младшего возраста.

 

Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни путём использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи: -совершенствовать у детей двигательные навыки и физические качества;

— в подвижных играх учить ходить в колонне по одному, замедлять и ускорять движение, не толкать друг друга, быть внимательным к партнёрам по игре, действовать по сигналу воспитателя;

— учить детей образовывать круг и ходить кругом; -формировать у детей представления о землянике лесной; познакомить детей со строением земляники лесной (стебель, лист, цветок, ягода);

-учить детей наблюдать за птицами, развивая любознательность и внимание;

-воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

-развивать мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения, речевое дыхание;  — сформировать интерес к совместным со сверстниками и взрослыми играм;

— создать положительный эмоциональный настрой, вызвать эмоциональный отклик от совершённых действий.  Способы: арт-терапия; здоровьесберегающие технологии: пальчиковые игры, дыхательная игра;  Средства: игрушка паровозик из Ромашково, искусственные ёлочки, земляника(сделанная воспитателем) в корзинке; ромашки (сделанные воспитателем); ванночка с водой, лодочка из бумаги(сделанная воспитателем). Словарня работа: паровозик, Ромашково, станция «Земляничная», «Цветочная», «Морская», «Птичий базар», спасибо, до свидания.

Предварительная работа: разучивание песни «Песенка друзей».

Игровой персонаж: паровозик из Ромашково. Ход занятия: Организационный момент: Все собрались?  Все здоровы?  Бегать и играть готовы?  Ну, тогда подтянись,  Не зевай и не ленись.

Сюрпризный момент:

Цели: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание, замотивировать детей.

Воспитатель обращает внимание детей на полку с игрушками, где находятся машины и среди них паровозик,которого раньше не было.

Воспитатель:

— Ребята, это необычный паровозик! Он приехал к нам из Ромашково. Паровозик сам очень добрый, любит всех возить по лугам, полям. Знает, что дети этой группы весёлые, добрые, любят играть, путешествовать. И мы сегодня отправимся на паровозике в необычное волшебное путешествие. Предлагаю всем деткам закрыть глазки и представить себе большой паровозик с вагончиками.

Дети закрывают глаза. (Когда дети закрывают глаза, воспитатель надевает на голову фуражку, а в руки берёт свисток

Воспитатель:

-Дети, мы отправляемся на паровозике в необычное волшебное путешествие! Просьба пассажирам занять свои места! Вы будите вагончиками, а я паровозом!

Паровоз даёт гудок. (Дети строятся в колонну за воспитателем). Паровоз должен двигаться медленно, чтобы вагончики не отставали.

Воспитатель:

— Чух – чух, чух – чух,

Мчится поезд во весь дух.

Паровоз пыхтит,

-Тороплюсь, — гудит,

— Тороплюсь, тороплюсь, тороплю-ю- ю-сь!

— Осторожно, поезд отправляется, двери закрываются!

(Постепенно ускоряющаяся ходьба переходит в бег и снова в ходьбу).

Во время движения дети, вместе с воспитателем, поют «Песенку друзей». Чтобы напомнить, воспитатель напевает начало:

-Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья…

Внезапно воспитатель останавливается.

Воспитатель:

— Стоп! Внимание! Осторожно, двери открываются! Станция «Земляничная».

 Станция «Земляничная»

Дети рассматривают картинку с изображением «Земляники лесной» Дети знакомятся со строением земляники лесной (стебель, лист, цветок, ягода).

Воспитатель:

— А, сейчас, детки, выходите из поезда и собирайте ягодки! Вот сколько их в траве и под кустиками!

Дети собирают ягоды на полянке и относят в корзинку. (Ягоды заранее сделаны воспитателем и выложены на небольшой полянке)

Воспитатель:

— Ту- ту, ту – ту, поехали дальше!!! Следующая станция «Цветочная». Поезд отправляется, двери закрываются! Внимание, пассажиры, впереди тоннель, не высовывайтесь из окон, будьте внимательны!

За воспитателем проползти через дуги (обручи) и оказаться на станции «Цветочная».

Воспитатель:

— Стоп! Внимание! Осторожно, двери открываются!

 Станция «Цветочная».

(На полянке лежат цветы-ромашки, сделанные воспитателем из картона).

— Дети, обратите внимание на полянку. Как много здесь ромашек. А давайте сплетём один большой венок из ромашек.

(Дети с помощью воспитателя образуют круг, держа ромашки в руках).

— А, теперь покажем наш венок солнышку!

(Дети поднимают вверх цветочки и тянутся к солнышку).

— Молодцы, ребята! Но что я слышу? Кажется, паровозик нас зовёт!

— Ту- ту, ту – ту, поехали дальше!!! Следующая станция «Морская». Поезд отправляется, двери закрываются!

Станция «Морская».

(Воспитатель заранее приготовил ванночку с водой).

-Смотрите, дети, перед нами море! На чём можно передвигаться по морю?

Ответы детей (на лодочке, кораблике, пароходе)

-Верно! Давайте сейчас все сделаем «лодочку».

Воспитатель проводит вместе с детьми пальчиковую гимнастику:

 «Лодочка».

 -Две ладошки я прижму,

— И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы);

 — Две ладошки, друзья,

 — Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»);

— Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы);

 — Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»);

— А, по бурным волнам

— Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»).

Воспитатель показывает сделанную из бумаги лодочку.

— Ребята, у нас нет вёсел, чтобы плыть! А поможет нам плыть ветерок, мы его попросим.

Воспитатель дует на кораблик. Кораблик плывёт.

Воспитатель предлагает детям по очереди попробовать подуть на кораблик. (Упражнение на тренировку правильного носового дыхания, укрепление мышц лица «Ветерок».

Воспитатель следит за правильностью выполнения упражнения: воздух вдыхается через нос и резко выдыхается через рот.

Воспитатель:

— Молодцы, ребята!

— Ту- ту, ту – ту, поехали дальше!!! Следующая станция «Птичий базар»». Поезд отправляется, двери закрываются!

Станция «Птичий базар».

Воспитатель:

-Детки, давайте понаблюдаем за птичками. Что они делают?

Ответы детей. (Летают, клюют зёрнышки, купаются в лужицах, садятся в гнёздышки)

Воспитатель:

— Настоящий птичий базар!

(Дети выполняют подсказанные воспитателем действия в любом порядке).

Воспитатель:

Детки, давайте сейчас поиграем в игру: «Птички в гнёздышках»

Цель. Учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу.
Описание.

По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину участка или комнаты, разбегаются в разные стороны, приседают, разыскивая корм, снова летают, размахиваяруками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются насвои места (стульчики). Указания к проведению. Воспитатель следит, чтобы дети-птички действовали посигналу, улетали от гнездышка как можно дальше и возвращались бы только в своегнездышко. Для гнездышек можно использовать большие обручи, положенные на пол, а научастке это могут быть круги, начерченные на земле, в которых дети приседают накорточки. Воспитатель приучает детей быть внимательными во время бега, уступать местобегущим навстречу, чтобы не столкнуться; учит детей выпрыгивать из гнездышек(обруча).

Воспитатель:

— Ту- ту, ту – ту, поехали дальше!!! Следующая станция «Детский сад». Поезд отправляется, двери закрываются!

 

Станция «Детский сад».

Воспитатель:

— Стоп! Внимание! Осторожно, двери открываются! Вот мы и приехали! Паровозик привёз нас в детский садик. Как здесь шумно и весело! Дети, вам понравилось наше необычное волшебное путешествие?

Ответы детей.

Хорошо мы провели время?

Ответы детей.

Какие станции мы проезжали?

Ответы детей. (станция «Земляничная», «Цветочная», «Морская», «Птичий базар», «Детский сад»

Воспитатель:

-Давайте проводим наш паровозик и поблагодарим его за наше путешествие!

(Дети говорят паровозику «Спасибо», «До свидания» провожая его на полку с игрушками).

 

Использованная литература:

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.

— Уланова Л.А., Иордан С.О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008

Источник: http://dadandmom.ru/razvitie/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-v-stixax.html Блог о жизни с детьми © DadAndMom

Использованные материалы и Интернет-ресурсы : http://dohcolonoc.ru