ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: «МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ. ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА»

 

Морально-нравственное воспитание дошкольников.

Традиции русского народа.

«Детство – важнейший период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как

прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские

годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего

мира, — от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

В.А.Сухомлинский

презентация проекта Морально-нравственное воспитание

 

презентация проекта Морально-нравственное воспитание

Срок  реализации   проекта– 3 года (сентябрь 2014 года – сентябрь 2017года).

Вид проекта — практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на морально — нравственное и эстетическое   развитие участников образовательного процесса.

Гипотеза проекта:

Использование педагогами и родителями  МБДОУ ЦРР —  д/с № 5 средств и образов произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок), художественной литературы на занятиях и повседневной жизни, ознакомление с культурой страны и родного края будут содействовать развитию морально — нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

 

Цель проекта:

разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской национальной   культуре, направленную на  развитие морально-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

 

Задачи реализации проекта:

— Интегрирование содержания морально-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

— Формирование  морально-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

— Обогащение  словарного запаса детей в процессе морально-нравственного воспитания и диалогического общения;

— Воспитание  морально-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; — Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

— формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

— создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.

 

Актуальность проекта

Проблема морально-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Морально-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Современное российское общество остро переживает кризис морально – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

Вопросы  морально-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема морально-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет в качестве особой задачи дошкольного воспитания необходимость нравственного развития детей и создания условий для присвоения детьми моральной позиции. В п. 5 параграфа 1.6 Стандарта утверждается задача объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Тем самым нравственные ориентиры воспитания определяются в качестве основы всей системы дошкольного образования и пронизывают все сферы развития и виды деятельности ребенка раннего и дошкольного возраста.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития морально-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания.  Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения  в  этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в  сторону ранней интеллектуализации,  что не способствуют духовному развитию. В  погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие  маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого — эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать  полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

Особое внимание в деятельности МБДОУ ЦРР — д/с № 5  уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях  помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием.  Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует  единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение  друг к другу.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.

Насыщенность народного праздника или игры  творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.

 

Инновационная направленность проекта.

 Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

 

Новизна проекта

Проект  ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт Дошкольного  образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе,  как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей  на основе проектного метода.

 

Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

—       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

—       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

—        формирование чувств национального достоинства;

—       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

—       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  морально — нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

—       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

—       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно -образовательного процесса по морально-нравственному воспитанию.

для родителей:

—       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

—       объединение и реализация инициатив социально — активных родителей в области морально-нравственного  развития и воспитания детей;

—       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах морально — нравственного  воспитания детей;

 

Участники проекта

— воспитатели; — музыкальный руководитель;  — дети в возрасте от 3 до 7 лет; — родители (законные представители); — социальные партнеры (музей, библиотека).

 

Механизмы реализации проекта.

— Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;

— Формирование партнерского сообщества сотрудников МБДОУ ЦРР — д/с № 5, детей и родителей в процессе организации работы по морально-нравственному воспитанию.

— Взаимодействие детско-родительского и педагогического коллектива МБДОУ ЦРР —  д/с №5 с образовательными и культурными структурами города.

 

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

— показ сказок (педагогом, детьми);

— просмотр мультимедиа;

— рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

— проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

— наблюдение;

— чтение педагогом художественной литературы;

— воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; —  экскурсии, целевые прогулки.

  1. Словесно-образный метод:

— чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

— загадывание и отгадывание загадок;

— рассматривание наглядного материала;

— рассказы детей о своих впечатлениях;

— беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя; — чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией; — ответы на вопросы педагога, детей; — проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.); — сообщения дополнительного материала воспитателем;

—  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; — разбор  житейских ситуаций; —  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод :

— организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

—  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.; — изготовление кукол к сказкам; — организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений; — проведение  экскурсий различной направленности; — организация  вечеров с родителями, для родителей; — изготовление с детьми наглядных пособий; — организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Рождественские и Пасхальные сувениры, поделки к Яблочному спасу, Покрова Богородицы, выставки работ к Дню Матери, Пожилого человека, Дню семьи, Дню Государственного Флага, Дню Победы, Дню Города.)

 

 Основные мероприятия проекта.

 Этапы реализации проекта  «Морально-нравственное  воспитание  дошкольников. Традиции русского народа».

Деятельность по морально-нравственному воспитанию дошкольников в МБДОУ  ЦРР — д/ с № 5 построена с учетом следующих принципов:

  1. Доступность — содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме; 2. Гуманистичность — ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал; 3.  Деятельность — знания, которые ребенок  усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности; 4. Интеграция — реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельность: сочетание обучения и морально-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
  2. Системность — принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
  3. 6. Непрерывность  и преемственность воспитания в семье и ДОУ на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Ресурсы, необходимые для запуска проекта:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  4. Подборка подвижных, дидактических игр,
  5. Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям.