Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Целевые ориентиры дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования

Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования — социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного образования ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др.
В структуру федерального государственного стандарта дошкольного образования,
введенного в действие Приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155, был включен, наряду с
требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного
образования и условиям ее реализации, наиболее значимый компонент – требования к
результатам освоения основной образовательной программы. Это важный шаг в
достижении одной из ключевых целей Стандарта — обеспечении государственных
гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных
требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования,
их структуре и результатам их освоения.
Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу – это условие, обеспечивающее единство требований к результатам освоения ООП, основа преемственности дошкольного и начального уровней образования.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
 ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится
проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
 использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет
пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
 владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и
игрушек;
 стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и
действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
 проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
 проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства;
 у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Одной из ключевых позиций Стандарта стала неправомерность требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Это обосновано
как специфическими чертами дошкольного детства, сохранение самоценности которого
заявлено среди принципов, положенных в основу ФГОС ДО, так и особенностями самой
системы дошкольного образования в России. В соответствии с этой позицией, и согласно
Закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации«, ст. 64,
ч.2., целевые ориентиры дошкольного образования:
— не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга);
— не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей;
— не являются основой объективной оценки соответствия установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не
сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
Какова же функция целевых ориентиров в системе дошкольного образования?
Они являются ориентирами для:
— построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом
целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства
Российской Федерации;
— решения задач формирования Программы; анализа профессиональной
деятельности; взаимодействия с семьями;
— изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
— информирования родителей (законных представителей) и общественности
относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного
пространства Российской Федерации.