Парциальные программы

Парциальные программы, используемые в образовательном процессе

 

МБДОУ- детский сад  №5 муниципального образования город Горячий Клюб  обеспечивает разностороннее развитие детей  в возрасте  от двух  до семи лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию , реализуемых в ходе поисково-познавательной, экспериментальной и преобразующей деятельности.

 Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с, примерной основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.  – М.; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г – 368 с. и разработана образовательная программа МБДОУ детский сад №5 г. горячий Ключ. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных образовательных программ начального общего образования.

 

Основным приоритетным направлением в деятельности образовательного учреждения является: художественно-эстетическое развитие.

Парциальные программы, реализуемые в детском саду:

Программа «Юный Эколог»

 

Автор: С. Н. Николаева

Направлена на формирование начал экологической культуры у детей двух – шести лет в условиях детского сада. Имеет теоретическое обоснование и развернутое методическое обеспечение.

Экологическая культура рассматривается как осознанное отношение детей к природным явлениям и объектам, которые их окружают, к себе и своему здоровью, к предметам, изготовленным из природного материала.

Программа развития речи дошкольников (Ушакова О.С.)

Основные задачи развития речи дошкольников: развитие связной речи, развитие лексической стороны речи, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой стороны речи, развитие образной речи. Рассматриваются особенности развития речи детей в разных возрастных группах ДОУ.

Одобрено Федеральным экспертным советом по общему образованию Министерства образования РФ.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Авторы Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

Программа предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи — воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях. Разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования. Содержит комплекс материалов, обеспечивающих стимулирование в дошкольном детстве (старшем дошкольном возрасте) самостоятельности и ответственности за свое поведение. Ее цели — сформировать у ребенка навыки разумного поведения, научить адекватно вести себя в опасных ситуациях дома и на улице, в городском транс порте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и

ядовитыми растениями; способствовать становлению основ экологической культуры, приобщению к здоровому образу жизни.

 

         «Физическая культура для малышей». С.Я. Лайзане

Программа  раскрывает организацию и методику воспитательной работы по физической культуре с детьми 1—3 лет. Упражнения и игры, разработанные автором, представляют собой последовательную систему физического воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Особое место уделено педагогическому контролю и описанию приемов обследования движений детей 1—3 лет. Это позволит воспитателям вести целенаправленное наблюдение за уровнем развития каждого ребенка.

 

 Оздоровительно-развивающая программа «Здравствуй» — М.Л. Лазарев

Оздоровительно-развивающая программа доктора медицинских наук М.Л. Лазарева.

Программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет, разработана на основе современных научных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста в рамках существующих образовательных стандартов. Целью программы является оказание помощи педагогам и родителям в организации с детьми оздоровительной работы в процессе ежедневной деятельности.

В программу курса входят не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. При этом содержание курса, включающее в себя обширный сказочный материал, отражает и формирует внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей.

Особую роль в курсе играет музыка, которая впервые в отечественной и зарубежной педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка.

Работа по оздоровлению ведется в первую очередь с помощью музыки путем формирования у детей эмоционально-музыкальной доминанты.

ЭМД — сложная система восприятия ребенком окружающего мира и самого себя через музыкальные образы, возникающие в процессе музыкального творчества: пения, сочинения музыки, игры на детских музыкальных инструментах, слушания музыки и т. д. Эта система связана с различными сторонами эмоциональной сферы ребенка, обусловливающими стиль его поведения.

 

 «Математика в детском саду» — В.П. Новикова

В парциальной программе В.П. Новиковой «Математика в детском саду» предлагается методика формирования у детей 4–5 лет элементарных математических представлений. В ходе занятий дети познакомятся с разными областями математической действительности: с величиной и формой предметов, про¬странственными и временными ориентирами и, наконец, с количеством.

Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л. Князева, М.Д. Маханева.

 

Программа определяет новые ориентиры в нравственна патриотическом воспитании детей, основанные на их приоб­щении к истокам русской народной культуры.

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процес­се ознакомления с родной культурой приобщаются к непре­ходящим общечеловеческим ценностям.

Разработка программы велась с учетом следующих при­оритетов:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любо­знательность, должны быть национальными. Это помо­жет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
  • Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказ­ки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). Уст­ное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравствен­ные ценности, представления о добре, красоте, правде, храб­рости, верности. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные пози­ции, высмеиваются недостатки, восхваляются положитель­ные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благо­даря этому фольклор является богатейшим источником по­знавательного и нравственного развития детей.
  • Большое значение в приобщении детей к народной куль­туре имеют народные праздники и традиции.
  • Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Ее гармония и ритм способны увлечь детей и пробудить у них интерес к национальному изобразитель­ному искусству.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства — от архитек­туры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.

 

«Цветные ладошки» И.А.Лыковой

Авторская программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» (соответствует ФГОС ДО) (формирование эстетического отношения и художественно-творческое развитие в изобразительной деятельности) представляет оригинальный вариант реализации базисного содержания и специфических задач эстетического воспитания детей в изобразительной деятельности. Программа «Цветные ладошки» содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп дошкольного учреждения (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями.

 

«Синтез»- слушание, гармония, пение. Тарасова К.В.

 

Это единственная современная программа по музыкальному воспитанию дошкольников (3 – 7 лет), основанная на психологических закономерностях возрастного развития музыкальных способностей, изучению которых были посвящены многолетние исследования авторов.

Большой и богатый музыкальный репертуар включает высокохудожественные произведения классики разных эпох и стилей, народную и современную музыку. Музыкальный руководитель, решая задачи, поставленные в программе, может выбрать произведения, соответствующие уровню развития большинства детей той или иной группы.

Музыкальные занятия сгруппированы в «блоки» тем, которые доступны и интересны детям. Содержание и музыкальный репертуар занятий, построенных часто на сюжетной основе, естественно подводят детей к музыкальной игре-драматизации и основным праздникам.

 

«Топ- хлоп, малыши»- Т. Сауко, А.И. Бурениной.

Программа адресована воспитателям групп раннего возраста, музыкальным руководителям, дефектологам, родителям и гувернерам — всем, кто заинтересован в развитии ребенка.
В программе раскрыто содержание работы по развитию музыкально-ритмических движений у детей 2-3 лет, проиллюстрированное практическим материалом — описанием музыкально-ритмических композиций (с нотами), сценариями праздников и развлечений.
Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к пособию прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необходимой последовательности.