Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Филимонова Юлия Сергеевна

Конспект занятия по песочной терапии для работы с тревожными, застенчивыми, проходящими адаптацию к ДОУ детьми.

«Путешествие в Волшебную страну Песка»

Цель:

— Снятие тревожности и внутренней напряженности дошкольников;

Задачи:

— Стабилизация эмоционального фона, проработка с эмоциями и страхами;

— Научить умению выражать свои чувства и мысли;

— Создать возможность для самовыражения;

— Формировать позитивное отношение к своему «я» и сверстникам;

— Развитие творческих способностей дошкольников;

— Развитие ассертивности дошкольников.

Ход занятия

Вводная часть

Вхождение в сказку

Психолог:-Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в волшебную страну (Дети проходят сквозь «Сухой душ», их встречает Песочная Фея).

Встреча с героем

Психолог: — Ребята, в какую страну мы сегодня попали? Правильно, это страна Волшебного песка, а встречает нас ее хозяйка Песочная фея, мы уже знакомы сней.(Возможно использование Куклы или статуэтки).Песочной фее очень интересно узнать,как увас дела? Какое у вас настроение сегодня?(ответы детей).

Этап постановки проблемы.Мотивация к деятельности

Психолог: — Ребята,а вам интересно узнать, как дела у песочной феи?(звучит напряженная музыка)

Психолог:Оказывается,волшебник Злюка-колюка заколдовал волшебную страну.Спрятал всех жителей,смотрите(обратить внимание на пустую песочницу). Здесь раньше было очень красиво и весело,а теперь как выглядит Песочная страна? (Ответы)Ребята,что же делать?(ответы) Правильно ребята,нам нужно помочь,песочная фея будет очень рада. А сможем ли помочь? Не боимся?Ну, тогда отправляемся в путь. Чтобы не потеряться в пути, положите руку на плечо впередиидущего друга.

Основная часть. Организация продуктивной деятельности

Телесно-ориентированное упражнение  « Тропинка » с использование массажных ковриков (звучит «Веселое путешествие»)

Работа с кинетическим  песком

Психолог: — Мы добрались до необычного песка, смотрите какой он мягкий,здесь и прячется Злюка-колюка. Давайте слепим из песка песочные комочки. (Используем кинетический песок,лепим песочные шары и изображаем злое лицо), изобразите лицо волшебника на песке, а теперь надавите  на шар, видите,  как песок распадается от ваших прикосновений, молодцы, вы справились со злым волшебником.  Давайте теперь лепить слуг нашего плохого волшебника.  Какие нехорошие чувства вы еще знаете?(ответы детей)(точно также отработать с отрицательными эмоциями – страх, раздражение, агрессия и т.д.).

Упражнение «Передай улыбку»

Психолог: — Но теперь нам надо вспомнить хорошие,добрые чувства.Какие вы знаете? (ответы детей).Давайте вспомним,что вас радует?(ответы).Предлагаю,улыбнуться друг другу по кругу, приятно получать улыбку? (ответы детей)

Рисование на световом столе

Давайте подарим Песочной стране все то хорошее что нас радует, нарисуем, но не обычным способом, а с помощью песка.(Украшение камушками, ракушками рисунки на световом столе.)

(звучит песня «От улыбки хмурый день светлей»)

Психолог: — Ребята,с волшебником – то мы справились,даже наполнили нашей радостью Песочную страну, но смотрите,она разве стала прежней, веселой и дружной?(Психолог обращает  внимание детей  на пустую песочницу) – ответы детей.

Работа в песочнице. Самостоятельная деятельность детей

Психолог: —  Да,что нам нужно сделать? Правильно, найти всех жителей! (откапываем жителей в песочнице).Можно украсить цветным песком,цветами.

Психолог: — Давайте построим свой,новый мир и поселим в песочной стране, необычных жителей, которые будут охранять волшебную страну (Психолог предлагает детям коробку с фигурками). (Психолог интересуется у  каждого ребенка,какого нового жителя он выбрал,и каким будет этот герой-смелым,сильным,добрым, чем добрым он может наполнить новую страну и т.д.)  (звучит песня «Маленькая страна»)

Появление Песочной феи: — Ой, ребята, какие вы молодцы! В нашу песочную страну вернулись жители, она стала яркой. Я благодарю вас. Расскажите, как вам удалось победить волшебника? Что вам помогло в пути? Может хорошее настроение? Может смелость? А может то, что вы вместе преодолели трудности?

Психолог:— Давайте научимся друг друга поддерживать?

Коммуникативное упражнение по кругу «Я с тобой».

Заключительная часть

Песочная  фея:- Я вижу,что вы сильные и смелые,а главное,что вы дружные и добрые. Хочу вам подарить на память частичку своей страны, она всегда поднимет вам настроение и, всегда помните — (Песочная фея подходитк каждому ребенку, дарит песочные сувениры и говорит) « Если что, я с тобой. Вы всегда сможете прийти в мою страну и когда вам грустно,и когда хотите пошалить,и когда скучно. Песок всегда рад будет с вами поиграть».

До свидания,ребята.

Подведение итогов.Рефлексия.Ритуал выхода из сказки.

Психолог: — Ребята, вам понравилось путешествие? Что вам понравилось больше всего? Что запомнили? А что, может, не понравилось?(ответы детей). Теперь мы возвращаемся в наш детский сад. До свидания, ребята.

До новых встреч, Волшебная Песочная страна!

 

Конспект занятия психолога «Давайте жить дружно»

Автор: педагог-психолог Ю.С. Филимонова

Ход занятия

Психолог приглашает детей встать в круг.

Психолог: — Здравствуйте ребята! Сегодня я приглашаю вас в удивительное путешествие в волшебный лес, а путь нам туда укажет цветок добра, прикоснувшись к которому вы назовете по очереди свое ласковое, самое красивое имя, и мы окажемся в сказке.

(Дети по очереди прикасаются к цветку и называют себя ласково по имени) .

Психолог: Заглянуть в удивительный сказочный мир

Нам волшебный цветок поможет,

Прикоснись к нему лишь на миг

И он дверь в лес волшебный откроет…

Психолог приглашает детей присесть на стульчики около песочницы, включает спокойную музыку «Звуки леса»

П. : Где-то совсем недалеко от сюда находится сказочный лес, всё там так загадочно и необычно, что каждый, попадая туда, ощущает себя счастливым. Деревья в этом лесу окутаны сочной зеленой листвой и такие высокие, что в их кронах иногда запутываются облака. Воздух чистый, свежий и хочется дышать полными легкими, ровно и спокойно. Слышится веселое журчание быстрых родников, которые собираются потом в большое и величественное озеро, вода в котором всегда прохладное и чистая.

Мы с вами не просто путешественники, а немножко волшебники и создадим в этой песочнице наш волшебный лес.

(Детям предлагается природный материал и под звучание спокойной музыки они создают в песочнице волшебный лес) .

Ребята, посмотрите, какой удивительно красивый получился у нас лес? А вы знаете почему?. Правильно, потому что мы с вами дружные и умеем слушать друг друга.

Хорошо, а кто обычно обитает в лесу? (Дети перечисляют лесных животных). Ну а в нашем лесу живут необычные животные, они умеют разговаривать, играть друг с другом, веселиться, ссориться и грустить. (Психолог демонстрирует детям фигурки животных, выставляя их на песок) .

А вы знаете, какая удивительная история с ними один раз произошла? Слушайте… (Психолог рассказывает сказку)

Медвежонок шел по лесу и увидел ребят: еще Медвежонка, Лисенка и Волчонка, они играли. Медвежонок подошел к ним, и они его приняли в игру в прятки.

Но потом они его захотели съесть, потому что он им не понравился. Он неправильно играл, громко кричал. Медвежонок услышал про это и убежал домой.

Дома он все рассказал маме. Вместе они пошли обратно, и нашли их. Мама хотела их съесть, но ребята объяснили, почему они не приняли Медвежонка. Медвежонок понял, что ему надо было спокойно играть и никому не мешать. Тогда он подружился с ребятами.

Затем Медвежонок с мамой пошли гулять в лес. Вдруг они заблудились. Темно. За деревом они увидели страшную тень. Это была тень мышки, но им показалось, что это большой зверь.

Они бросились бежать и заблудились еще больше. Сели и заплакали: «Мы не знаем, куда идти! «. Но тут из леса вышел Мыш. Это был тот самый Мыш, чьей тени они испугались. И они увидели, что это не страшный зверь, а мышка. Мыш был умный, он знал все-все дороги в лесу. Он повел их домой и вывел из леса.

По пути они поели вкусной малинки. Пришли домой и сладко-сладко заснули.

По окончанию чтения психолог предлагает детям разыграть эту историю в песочнице.

П.: Мы немного с вами устали пока путешествовали, я предлагаю вам немного отдохнуть. Упражнение-релаксация «Путешествие на облаке». (В качестве сопровождения желательно использовать спокойную инструментальную музыку.)

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Давайте прыгнем на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Твое облако медленно парит в синем небе. Чувствуешь, как ветер овевает твое лицо?

Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.

Постарайся мысленно «увидеть» это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное( 30 сек.)

Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место в группе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало… Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе… Потянись, выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.

Ну, вот мы с вами снова в детском саду. Вам понравилось наше путешествие в волшебный лес? Ребята, а сейчас каждый из вас выберет фигурку животного того цвета, который вам сейчас наиболее приятен. И на этом ватмане создадим хоровод дружбы. (Рефлексия: создание коллажа) . До скорой встречи, ребята.

 

Занятие на развитие зрительной – моторной координации,внимания и мышления у детей старшего дошкольного возраста.

 

Автор: педагог-психолог Ю.С. Филимонова

Психолог: Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами поговорим о Доме.Как вы думаете,что такое дом (ответы).У всех есть дом?Ответы.Расскажите о своем доме (дети рассказывают по желанию)

Психолог: а у животных и птиц есть дом?а у игрушек есть дом?А вы знаете,кто где живет?Давайте поиграем.

Игра ИКТ

Психолог: Ну, вы все молодцы,устали сидеть? Надо размяться

Физ.Минутка

Три медведя

 

Три медведя шли домой

/Дети шагают на месте вперевалочку/ 

Папа был большой-большой.

/Поднять руки над головой, потянуть вверх. /

Мама с ним поменьше ростом,

/Руки на уровне груди./
А сынок — малютка просто.

/Присесть./
Очень маленький он был,

/Присев,   качаться  по-медвежьи./
С погремушками ходил.

/Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки./ 

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.

/Дети имитируют игру с погремушками./

 

Ловец мыльных пузырей

Материал: мыльные пузыри, стаканчики.

Ход работы: Ребенок пускает мыльные пузыри, другие дети ловят их стаканчиками.

Психолог: Отлично, ребята. А давайте из разных материалов создадим дом своей мечты .(на столах приготовить нитки, крупы, краски, карандаши, деревянные палочки, клей и бумагу)Может кто-то хочет построить из конструктора или из кубиков.

Психолог: Кто хочет рассказать о своем доме? Ответы по желанию.

Психолог: Ребята, у меня есть для вас маленький сюрприз.(достает карту, на которой нанесен путь следования и  обозначен клад, в качестве клада можно использовать поделки, памятные сувениры или мешочки с крупой для развития мелкой моторики).

Психолог: Наше занятие подошло к концу.Что вам понравились больше всего,а что не понравилось.Ответы.

Психолог прощается.

 

Конспект занятия в старшей группе по теме: «Доброта и злобность»

 

Автор: педагог-психолог Ю.С. Филимонова

 

Ход занятия:

 

 

Цель: — дать понять детям, что такое зло, а что – добро;

 

Задачи: —  учить детей быть гуманными, добрыми;

 

Занятие начинается с предложения психолога к детям: встать в круг.

Игра: «Сердечко в кругу».

Психолог: У меня в руках сердце. В сердце человека заключены любовь, тепло, дружба, добро. Я предлагаю вам поиграть с сердечком. Мы будем передавать его по кругу, и вместе с сердцем будет передаваться любовь, тепло, доброта (Дети улыбаются друг другу). Сердечко вернулось ко мне, оно подарило свое тепло и доброту.

Задать вопросы: — Приятно ли вам улыбаться друг другу? — Если человек всегда улыбается, про него можно сказать какой он? (добрый или злой)

Психолог:сегодня мы начнем разговор о доброте и злости.( На магнитной доске пиктограммы с эмоциями «добрый» и «злой». Детям предлагается рассмотреть картинки с разными выражениями лица: «добрый» и «злой»).

Психолог — Чем отличаются картинки? — Какое выражение лица вам больше всего понравилось? — С кем бы вы хотели подружиться? Мы с вами выяснили, что добрый человек улыбается, а злой сердитый, хмурый. Давайте посмотрим вот на эти картинки и подумаем, о каких ребятах идет речь. (Беседа по картинкам (3 шт.)

Психолог: 1. Как вы думаете, какой мальчик изображен на картинке? 2. Почему вы так решили? 3. Как вы думаете, какой поступок сделал мальчик? 4.что можно посоветовать мальчику, чтобы он стал добрым?

Психолог: Ребята мы посмотрели картинки и выяснили, что можно быть и добрым и злым в зависимости от ситуации.

Упражнение «Зеркало».

Психолог: Ребята, расскажите, а вы когда-нибудь сердились? Я предлагаю изобразить «злость». Сделать сердитое, хмурое лицо (посмотрите, как нахмурены брови, сморщен лоб, у кого-то видны зубы). Посмотрите на себя когда вы сердитесь. Понравилось вам сердитое, злое лицо? А теперь я предлагаю сделать доброе лицо. Посмотрите, какая у вас добрая, красивая улыбка, уголки губ направлены вверх ( такое ощущение, что у вас горят глазки, светятся теплом, добротой).Какое выражение лица вам понравилось? Можно сказать, что добрый человек всегда красивее злого.?Добрые дела (поступки всегда красят человека)

Психолог:  А теперь давайте поиграем:

Физминутка «Улыбнись»

Тому — кто справа улыбнись,

Тому — кто слева улыбнись,

Тому — кто справа поклонись,

Тому — кто слева поклонись,

Тому — кто справа руку дай,

Тому — кто слева руку дай,

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай (2 раза)

Игра «Сказка» Дети выбирают карточки с изображением «добрый» и «злой»

  1. Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не смог,

Весь до ниточки промок.

Вопрос: Какая девочка бросила зайку?

  1. Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший.

Вопрос: Какая девочка обидела мишку? Какая девочка пожалела мишку?

  1. Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Вопрос: О какой девочке идет речь? Какая она?

Психолог: Добрые поступки всегда лучше, чем злые.

Упражнение «Уходи, злость, уходи».

Психолог:  сегодня мы говорим о хорошей эмоции-доброта и эмоции-злость. Но чтобы не оставалась с нами злость, и не мешала нам общаться, играть, дружить. Давайте прогоним ее, скажем: «Уходи, злость, уходи» (Дети хлопают, топают).злость убежала, осталось добро.

 

Упражнение «Оживи гномика».

Психолог: Я предлагаю вам подумать и нарисовать, выражение лица у гномика. (Анализ рисунков)

Психолог: Будьте добры- Это я говорю по секрету.

Будьте добры-И не ждите за это конфету

Без игры и во время игры,

Если сумеете, будьте скорее добры!

Психолог: раздает шарики с улыбками.

Психолог: Что больше понравилось — добрые или злые поступки? Почему? Быть добрым или злым?

Прощание.