Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Консультации

              Консультация для воспитателей.

 

Учитель-логопед: Митиниди Я.А.

 

« Возрастная норма речевого развития детей ». 

 

Трудно переоценить роль развитой речи в жизни ребенка. С помощью слов он общается с окружающими, познает мир, формируется его личность, развивается мышление, поведение.

Ребенок овладевает родным языком на основе звучащей вокруг него и слышимой им речи. Процесс усвоения родного языка в его главных чертах протекает в поразительно короткие сроки со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей. Например, Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.

Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.

А.Н.Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный – до одного года;

2-й – преддошкольный  этап первоначального овладения языком – до 3 лет;

3-й – дошкольный – до семи лет;

4-й – школьный.

Остановимся подробно на характеристике дошкольного этапа.

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он растет как в количественном, так и в качественном отношении, например,  в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов. Дети  правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами c противоположными значениями, словами – синонимами.

Одновременно с увеличением словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования. Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Начиная с пятилетнего возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.

Активный словарь ребенка к 6 годам достигает 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и обогащаются.

Дошкольники свободно выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовывать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: красный, краснеть, краснота).

Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных слов, но и менее употребительных в быту.

Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. По определению Гвоздева, к 3 г. у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте – простое распространенное предложение.

На 5-м г. жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

При нормальном развитии речи дети к 5 г. овладевают всеми типами  склонениями существительных. Отдельные трудности, которые встречаются у детей , касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падеже множественного числа (стулы, деревы, колесов).

Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3-4 г. дети правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях. К 6г. усваиваются сложные предлоги.

К 5г. дети усваивают основные  формы согласования существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение речи. Звуки С, З, Ш, Ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками Т, Д, Ф, В; аффрикаты Ч, Щ заменяются на ТЬ, Ц, СЬ; звуки Р, Л могут пропускаться или заменяться на ЛЬ.

В 4-5 лет исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки Т, Д. шипящие могут произноситься недостаточно четко. Не у всех детей еще формируется звук Р.

В 5-6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.

В этом же возрасте ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

В заключении необходимо отметить, что как в норме, так и в патологии развитие детской речи представляет собой сложный и многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, звукопроизношением, словоизменением и т. п. поэтому нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый качественный скачок, чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе.

Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики  нарушений речи.

И наконец, знание законов развития речи детей  в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ НА ТЕМУ: «Методика обогащения словаря детей дошкольного возраста».

 

Автор: учитель-логопед Митиниди Я.А. 

 

Лексика, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для         полноценного общения и развития личности ребенка.

Основными целями словарной работы являются активизация и уточнение имеющегося у детей словаря, а также обогащение их речи новыми словами. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и ввести их в свой активный запас, уметь свободно пользоваться ими в своей речи.

Из многочисленных приемов словарной работы, которые могут быть использованы на занятиях, можно выделить следующие:

  1. Показ и называние нового предмета (или его признаков) или действий, с

тем, чтобы создать у ребенка образное представление, а также установить связь слова с реальным предметом. Показ предмета сопровождается пояснением, которое помогает ребенку понять его сущность, развивает у него целенаправленное внимание, умение не только смотреть, но и видеть.

Новое слово обязательно проговаривается (хором и индивидуально), а в случае необходимости с некоторыми детьми еще раз отраженно. Для лучшего понимания и запоминания данное слово включается в знакомый ребенку контекст. Далее выполняются различные упражнения на закрепление его правильного произношения и употребления в предложении.

  1. Объяснение происхождения нового слова (хлебница-посуда, в которой хранят хлеб; кофейник-посуда, в которой варят кофе; чайник-посуда, в которой кипятят чай).
  2. Употребление расширенного значения уже известных словосочетаний (громадный дом-очень большой дом-тот, который выше всех других домов).
  3. Постановка разных по форме вопросов, которые сначала носят характер подсказывающих (этот забор высокий или низкий?), а затем требуют самостоятельных ответов. Вопросы должны быть краткими, точными. Доступными по содержанию. Воспитатель не ограничивается ответами детй на поставленные вопросы. Он развивает у них речевую активность, в частности, учит их самостоятельно ставить вопросы.
  4. Подбор названий предметов к действиям и названий действий к предметам; наречий к названиям различных действий; эпитетов к предмету; однокоренных слов.
  5. Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия, условия, цели.

Для успешного усвоения детьми речи требуется постоянная и целенаправленная работа воспитателя, которая ведется не только на занятиях, но и в повседневной жизни детей.

Организуя работу над речью в повседневной жизни, надо исходить из того, что дети с речевыми нарушениями нуждаются в постоянном повторении материала.

Воспитатель работает над формированием речи детей во время выполнения всех режимных моментов, а также во время игровой деятельности и целевых прогулок.

Если ребенок обращается с молчаливой просьбой, воспитатель помогает ему выразить ее, подсказывает отдельные слова и обороты, предлагает облегченный вариант предложения, если он исказил слоговую структуру слова.

Работа воспитателя над речью начинается ежедневно с утра. Во время одевания повторяются названия частей тела, предметов одежды, действий (надеть, одеть, одеться, завязать, развязать), при заправке постелей – названия постельных принадлежностей. Например, воспитатель предлагает: «Одевайся и говори, что ты делаешь» ( «Я надеваю рубашку, надеваю колготки»); спрашивает: «Что ты сделал? ( «Я поправил простыню, застегнул наволочку, сложил одеяло, накрыл кровать покрывалом» ).

Н   а утренней гимнастике закрепляются названия частей суток, текущего месяца и времени года.

Такие режимные моменты, как завтрак, обед, ужин, становятся поводом для речевой работы: усваиваются понятия «завтрак», «обед», «ужин», «позавтракать», «пообедать»…

При подаче на стол повторить названия различной посуды; материал, из которого она сделана. При разговоре о еде спрашивать: « Что ты будешь есть? «Котлету».) Из чего она сделана? (« из мяса, рыбы».)

Чтобы все дети могли осмыслить содержание вопросов, их нужно произносить громко, но адресовать кому-нибудь одному. Во время одевания на прогулку и возвращения с прогулки воспитатель закрепляет названия верхней одежды (в зависимости от сезона) и упражняет детей в образовании относительных прилагательных: меховой, шерстяной, резиновые, осенняя, зимняя… дети отвечают на вопросы: 2Какая шапка? Какое пальто? Почему так называется?» («Шапка сделана из меха. Она меховая. Пальто зимнее, потому что его носят зимой».)

Во время игровой деятельности воспитатель, раздавая игрушки, старается вовлечь детей в диалог: «Что тебе дать?» Получив ответ: «Дайте мне, пожалуйста, машину», спрашивает «Какую?» — «Железную (грузовую, пластмассовую, зеленую..») —  «Что ты будешь делать?» — «Играть». – «Как?» — «Я буду возить куклу на машине».

Подобные вопросы заставляют детей правильно употреблять названия предметов, действий, признаков. Собирая игрушки, складывая их на место, воспитатель задает вопросы: «Что ты делал? Что ты сделал? Что ты будешь делать?»

Для развития речи надо использовать и те возможности, которые предоставляются во время коллективного труда детей. Например, во время уборки групповой комнаты воспитатель просит вымыть большой стул, маленький; протереть мебель влажной тряпкой, вытереть сухой; отобрать отдельно резиновые, деревянные, металлические, пластмассовые игрушки. Отрабатываются глаголы с приставками (собери, разложи, отбери, протри, вымой),  употребление предлогов, пространственных понятий («Положи коробку на стол, Поставь машину на нижнюю полку» ).

Речевая работа проводится и на прогулках. Целевые прогулки знакомят с общественными учреждениями и предприятиями, находящимися недалеко от детского сада. В старшей группе – это библиотека, аптека, прачечная, ателье, детские сады, школы, почта, парикмахерская. В Подготовительной к школе группе – это баня, телеграф, мебельная фабрика, мастерская по ремонту электроприборов, различные магазины, заводы.

Детей старшей группы знакомят с близлежашими улицами; детей подготовительной группы – с более удаленными и центром города.

Практические результаты подобной работы реально ощущаются. Постоянное внимание к формированию речи детей в повседневной жизни делает их высказывания более правильными, грамотными, развернутыми. У детей повышается речевая активность. Они быстрее овладевают речью как полноценным средством общения и познания окружающей действительности.